
ПАМЯТКА
о наиболее распространенных способах совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и способах защиты от кибермошенников
Если Вам позвонили:
– от имени близкого человека и сообщили о несчастном случае и требуют деньги;
– сотрудники банка, правоохранительных органов или иного органа государственной власти с предложением перевести деньги на безопасный счет или информирования об утечке Ваших персональных данных;
– операторы связи и сообщают о необходимости продления договора;
– с предложением установить программу на телефон, пройти тестирование или под любым другим предлогом сообщить уникальный код из СМС-сообщения
Если Вам пришло СМС – сообщение или сообщение в мессенджере:
– о выигрыше в проведенной лотерее (розыгрыше);
– со ссылкой на посторонний сайт;
Если от Вас требуют назвать:
– код входа от Госуслуг;
– коды - пароли, поступившие в СМС – сообщениях;
– Ваши паспортные данные;
ЭТО МОШЕННИКИ!
Прокуратура напоминает, что сотрудники правоохранительных органов никогда: не уведомляют граждан об уголовном преследовании по телефону, это делается только лично с соответствующим процессуальным оформлением; не используют для связи с гражданами мессенджеры и тем более видеозвонки; не имеют права направлять Вам фотографии своих удостоверений и служебных документов!
Если позвонивший Вам незнакомый человек называет себя представителем того или иного ведомства – следует немедленно прекратить разговор.
Перезвоните по официально опубликованным телефонам той службы, сотрудником которой он представился, уточните его личность и полномочия.
Если в отношении Вас или ваших близких пытаются совершить или уже совершили противоправные деяния – как можно быстрее сообщите о случившемся в полицию!
Телефонное мошенничество
Телефонное мошенничество в современном мире является одним из основных способов совершения преступлений. С каждым годом схемы, разработанные мошенниками, становятся все более изощренными. Телефонные аферисты умело используют всю доступную информацию и технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости и чувства в своих корыстных интересах.
Противостоять мошенникам можно лишь повышенной бдительностью, внимательностью и здравомыслием.
Прокуратура Нижневартовского района предупреждает о распространенных способах дистанционного мошенничества:
-
СМС от работодателя.
Потерпевшему поступает СМС сообщение или сообщение в мессенджере от работодателя. О том, что с ним в ближайшее время свяжется сотрудник ФСБ или иной организации и следует с ним пообщаться, а также направляет ссылку в мессенджере «Телеграм» по которой нужно пройти.
После этого звонит сотрудник с именем указанным руководителем и сообщает о попытках перевода личных сбережений на иностранные счета, либо финансирование терроризма, либо ВС Украины и т.п.
В целях пресечения преступных операций потерпевшего убеждают прервать транзакции путем перевода денег (личных накоплений или путем взятия кредита) на счет, указанный злоумышленниками.
-
Злоумышленники «продают» вашу квартиру или автомобиль.
Звонившие представляются представителями службы безопасности коммерческого банка, «Госуслуг», Центрального банка Российской Федерации, либо правоохранительного органа.
Сообщают о том, что ваши персональные данные с личного кабинета украдены и теперь преступники могут от вашего имени продать квартиру либо автомобиль, используя электронно-цифровую подпись.
В целях защиты вас убеждают срочно их продать – перевести вырученные деньги на «защищенный канал», «безопасный счет», «резервную ячейку».
-
Перевод денег на «безопасный счет», якобы для их сохранности.
Звонившие представляются либо представителями службы безопасности коммерческого банка, Центрального банка РФ, либо правоохранительного органа и сообщают, что мошенники с использованием ваших персональных данных оформляют кредиты в различных банках и для того, чтобы предотвратить хищение денег с банковского счета вам необходимо личные сбережения срочно перевести на «безопасные счета».
В ходе дальнейшего общения вам сообщают о необходимости оформления кредитов и их перевода.
В ходе общения злоумышленники могут присылать фото удостоверений, повесток, постановлений о возбуждении уголовного дела, подписок о неразглашении следственной тайны и т.д.
-
Сдача налоговых деклараций и справок о доходах.
Звонившие представляются сотрудниками «Госуслуг», управления по делам Президента России, сообщают, что в рамках декларационной кампании проверяют персональные данные лиц, сдавших налоговые декларации либо декларации о доходах.
Со слов злоумышленников – для подтверждения следует назвать паспортные данные и код из СМС. Результат – списание денег с ваших счетов, оформление на ваше имя кредита.
-
Взлом либо копирование аккаунта пользователя в мессенджерах «Ватсап», «Вайбер», «Телеграм», социальных сетей «Вконтакте» и дальнейшее направление сгенерированных искусственным интеллектом (нейросетью) голосовых либо видео сообщений от имени вашего знакомого, родных, коллег и т.д. (у которых ранее взломали аккаунт), которые полностью копируют их голос и видеоизображение, используя при этом ранее отправленные видео и аудио сообщения вашего знакомого.
А дальше все по типичной схеме – у вас просят одолжить взаймы, присылают фото банковской карты для перевода денежных средств.
-
Хищение денежных средств через систему быстрых платежей.
Например, покупатель на сайте оставляет заявку на приобретение товара, ему поступает звонок якобы от сотрудника магазина, предлагается скидка на товар, но только при условии оплаты через «СБП» или QR-коду, затем злоумышленник присылает в мессенджер ссылку, ведущую на страницу с формой оплаты по QR-коду. Покупатель подтверждает платеж и денежные средства поступают на счет мошенника.
-
Схема «ваш родственник попал в ДТП», наиболее подвержены данному виду преступлений пожилые граждане. Злоумышленник представляется либо родственником потерпевшего, либо представителем правоохранительного органа и сообщает, что для освобождения от уголовной ответственности и наказания в виде лишения свободы срочно необходимо передать денежные средства (взятку).
-
Розыгрыш призов.
На телефон абонента сотовой связи приходит sms – сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи (розыгрыша) он выиграл какой – либо предмет или услугу. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается перейти по ссылке и посетить определенный сайт, где ознакомиться с условиями проведенного розыгрыша, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время телефонного разговора мошенники сообщают о том, что для получения приза необходимо выполнить ряд действий (оплатить госпошлину, комиссию, оформить необходимые документы). Счастливому «обладателю главного приза» необходимо перечислить на соответствующий счет указанную ими сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр и (или) символов, для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счет обнуляется, а мошенники исчезают.
Прокуратура напоминает, что сотрудники правоохранительных органов никогда: не уведомляют граждан об уголовном преследовании по телефону, это делается только лично с соответствующим процессуальным оформлением; не используют для связи с гражданами мессенджеры и тем более видеозвонки; не имеют права направлять вам фотографии своих удостоверений и служебных документов!
Если позвонивший вам незнакомый человек называет себя представителем того или иного ведомства – следует немедленно прекратить разговор.
Перезвоните по официально опубликованным телефонам той службы, сотрудником которой он представился, уточните его личность и полномочия.
Не дайте себя запугать или обмануть!
Если в отношении вас или ваших близких пытаются совершить или уже совершили противоправные деяния – как можно быстрее сообщите о случившемся в полицию!